Наши исследования

Современный этап развития общества характеризуется социально-экономическими преобразованиями, ставящими достаточно сложные, трудноразрешимые задачи. Обществу требуются личности интеллектуально развитые, умеющие ориентироваться в информационном пространстве, а также способные творчески подходить к решению любой проблемы. Дети в начальной школе очень часть меняют свои интересы, учителю необходимо вовремя предоставить возможность их реализовать…

Большую возможность для реализации интересов младших школьников предоставляет исследовательская и проектная деятельность.

Мир, в котором мы живем, характеризуется своей динамичностью. Ребенок попадает в поток противоречивой, многообразной информации, которая заставляет действовать ученика, как настоящего исследователя. Кроме того исследовательская потребность обусловлена биологически. Каждый взрослый прослеживает период новорожденного ребенка и период раннего возрастного развития. В это время малыш с любопытством сначала рассматривает новую для него вещь, «пробует на зуб», а затем, освоив речь, задает всем известное «Почему?» . Но чаще всего это воспринимается взрослыми как возрастная особенность, возраст почемучки. Этот период некоторым мамам и папам кажется невыносимым, и поэтому быстро искусственно прерывается, не давая развиваться ребенку дальше. «Ставя крест» на ребячьих «почему», мы тем самым перечеркиваем самостоятельную исследовательскую деятельность, а значит, заглушаем развитие творческих способностей.

Существует мнение, что заниматься научно-исследовательской работой в начальной школе рано: дети не могут сформулировать цели, задачи, гипотезу, правильно подобрать материал и т.д.
К сожалению, это мнение большинства. Есть другой взгляд на данную проблему. Так, профессор А.Г. Адамский говорит о том, что, в основном, все компетентности формируются в дошкольном возрасте и в начальной школе. Практика это подтверждает. Младший школьный возраст – возраст маленького исследователя. Дети с огромным удовольствием принимают участие в исследовательской и проектной деятельности. Эта работа ориентирована на развитие исследовательской творческой активности детей, на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков.» (Т.С. Маркина «Опыт исследовательской и проектной деятельности с младшими школьниками», сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции, г. Пермь, 2-3 марта 2010, стр. 168-169)

В нашей школе в каждой параллели проводится 6 уроков исследования. Эти уроки строятся по 6 межпредметным темам , т.е. включают материал по таким разделам как мир растений и животных, социальные проблемы, наше общество, физические и химические явления и т.д, что соответствует требованиям программы по окружающему миру, труду, истории.
Исследовательский подход используется как основной в преподавании и других дисциплин, что, в свою очередь, является требованием новых стандартов современного образования. Такой подход к процессу обучения позволит

  • учить ребят ставить цель, добывать нужную информацию, вносить посильный вклад в работу группы;
  • совершенствовать у учеников навыки работы в команде;
  • обучать брать на себя ответственность при руководстве группой;
  • учить высказывать, отстаивать свое мнение, применять знания в реальной ситуации.

Все учителя начальной школы руководствуются принципами:

  • учить учиться;
  • учить так, чтобы показать, что знания являются жизненно необходимыми;
  • чаще использовать вопрос «почему?»;
  • приучать думать, действовать самостоятельно;
  • решать задачи несколькими способами;
  • делать акцент на том, какую личность я формирую в процессе образования